фото: unsplash
Любое новое явление привлекает повышенное внимание общественности, и чем более популярным оказывается тренд, тем больше разговоров возникает вокруг него. Так случилось и с лутбоксами в видеоиграх, которые получили практически повсеместное распространение в современных игровых проектах. Это явление приобрело настолько крупные масштабы и породило столько споров, что официальные власти разных стран уже не могут не считаться с ним и вынуждены определять статус лутбоксов.
Азартная игра или нет? Смотрим на решения судов
На обывательском уровне лутбоксы в видеоиграх можно сравнить с популярными некогда игровыми автоматами «Кран», которые устанавливались не только в развлекательных центрах и парках аттракционов, но и в обычных магазинах. Такие машины за небольшую плату предоставляют возможность вытянуть из стеклянного короба какой-то приз, чаще всего мягкую игрушку. В пылу азарта люди могли потратить на это развлечение все карманные деньги, так и оставшись без подарка.
В случае с лутбоксами действует тот же принцип. Игроку предлагается купить виртуальный контейнер, содержимое которого становится известно только после совершения сделки. В нем могут оказаться ценные внутриигровые предметы или бесполезные косметические улучшения для персонажа. В надежде получить уникальный предмет многие геймеры покупают десятки лутбоксов, тратя на это внушительные суммы. Многие государства приравнивают такие игры к азартным в попытке оградить от психологической зависимости детей и подростков. Так ли это на самом деле? Пытаемся разобраться вместе со специалистами сайта https://truetop.org/
Нидерланды
Либеральные взгляды голландских властей на многие явления современной жизни не помешали официальным лицам Нидерландов довольно жестко подойти к определению статуса лутбоксов и связанных с ними микротранзакций в видеоиграх. Правительство этой страны официально приравняло подобные способы монетизации к азартным играм, сравнив платные виртуальные контейнеры с онлайн-казино. В июне власти Нидерландов запретили продажу лутбоксов внутри игр и любых иных виртуальных предметов на интернет-ресурсах, которые сами геймеры называют сайтами-рулетками. В первую очередь, под раздачу попали самые популярные проекты Valve – многопользовательский онлайн-шутер Counter-Strike: Global Offensive и MOBA Dota 2.
Бельгия
Расположенная по соседству с Нидерландами Бельгия также не обошла стороной проблему лутбоксов. После тщательного изучения с подачи общественности нескольких игровых проектов власти этой европейской страны объявили вне закона такие игры, как FIFA 18, Overwatch и CS:GO. Издателям были выданы предписания устранить контент, который содержит признаки азартных развлечений.
Франция
В самом крупном государстве Западной Европы пока нет согласия относительно статуса лутбоксов. Французский регулятор онлайн-гемблинга ARJEL сравнивает виртуальные кейсы с игровыми автоматами. Как и при игре на видеослотах геймер рассчитывает, что следующее вложение средств, а фактически – ставка, обязательно окажется более удачным, чем предыдущее. Окончательно судьбу лутбоксов во Франции должен будет решить Европейский форум по регулированию азартных игр.
Китай
В Поднебесной очевидную проблему постарались решить по-восточному мудро. Виртуальные контейнеры в играх не стали запрещать, но издателей обязали раскрывать вероятность выпадения редких предметов из лутбоксов. Пока китайские власти надеются на сознательность геймеров. Чиновники рассчитывают, что игроки сами будут отказываться от микротранзакций, когда узнают, насколько малы шансы на получение того или иного заветного предмета в игре. В большинстве азиатских стран в неравной борьбе с лутбоксами приняли на вооружение именно такой подход.
Россия
В России никаких законодательных инициатив по поводу сундуков со случайным содержимым в видеоиграх пока не было. Депутаты активно борются с жестокостью в играх и с сайтами онлайн-казино, а о существовании лутбоксов, похоже, просто не знают. Скорее всего, до регуляции этого вопроса на государственном уровне очередь дойдет еще не скоро.
США
В Новом свете борьба с лутбоксами ведется почти незаметно и затрагивает лишь отдельные штаты. Так, на Гавайских островах микротранзакции признали неприемлемыми для детей и подростков, и потребовали указывать информацию о наличии в играх лутбоксов на обложках игр. Предполагается, что окончательное решение об ограничении доступа несовершеннолетних к таким играм должны принимать их родители. Скорее всего, США пойдут по пути маркировки подобных проектов возрастными рейтингами 17+. Похожей политики придерживаются и в некоторых европейских странах, например, в Польше.
Австралия
Один из австралийских штатов также объявил игры с лутбоксами азартными развлечениями, однако такое решение комиссии по надзору за азартными играми не имеет в стране юридической силы. А официальные власти смотрят на проблему сквозь пальцы.
Особое мнение
Физическое воплощение лутбоксов при желании можно увидеть в популярном на Западе увлечении по коллекционированию карточек с портретами спортсменов, чаще всего – бейсболистов. Это хобби широко распространено среди американцев уже несколько десятков лет, и ни у кого никогда не возникало мысли сравнить его с азартными играми. Но формально фанат покупает запечатанную упаковку с несколькими карточками, и заранее не знает, фотографии каких спортсменов окажутся внутри. Издатели наборов намеренно печатают некоторые карточки минимальным тиражом, что автоматически повышает их ценность в глазах коллекционеров и снижает шанс обнаружения заветного снимка внутри упаковки.
Виртуальные сундуки можно сравнить с наборами таких карточек, а геймеров – с коллекционерами, которые готовы платить снова и снова до того, как им не улыбнется удача и внутри лутбокса не окажется желанный предмет. Получается, что шумиха вокруг виртуальных контейнеров больше связана с масштабностью явления, а не его сутью.