Когда смотришь на красиво оформленный приусадебный участок, все элементы которого связаны в некий единый ансамбль, думаешь, что работа дизайнера по ландшафтам – это искусство, сродни ремеслу скульптора или художника. Ведь только творческий человек способен улавливать гармонию и эстетическую взаимосвязь между объектами живой и неживой природы, расположенными на благоустраиваемой территории.
Между тем, данная деятельность подчиняется достаточно жёстким регламентам, что приближает ландшафтный дизайн вплотную к науке. В этом смысле создание искусственного ландшафта ничем не отличается от классической физики или химии. Во всяком случае, здесь срабатывает то же правило, что и в научном мире – как только перестаёшь подчиняться законам, получаешь отрицательный результат. С той лишь разницей, что физический или химический опыт можно, что называется, провести заново. А вот исправить ландшафтные ошибки удаётся, увы, не всегда.Закон композиции
И главный закон в работе по благоустройству территорий – это закон композиции. Соблюдение его требований не допустит превращения участка в скопление хаотично разбросанных зелёных насаждений и всевозможных сооружений. Разработка композиции на приусадебном участке предполагает, что при размещении растений, возвышений и углублений, дорожек, пергол и прочих элементов они должны объединяться как функционально, так и с декоративной точки зрения. Набор приёмов, с помощью которых создаются композиции, включает следующие:
- симметричность (асимметричность);
- равновесность;
- ритмичность;
- контрастность.
Симметричное расположение элементов придаёт участку строгость, которую можно усилить с помощью ритмичного размещения объектов. Например, очень выгодно смотрятся симметрично расположенные клумбы, на которых ритмично чередуются цветы разных расцветок или зелёные насаждения с разной окраской листьев. Асимметричные конфигурации красиво смотрятся на удалении, придавая композиционному решению оригинальность.
Равновесное расположение элементов ландшафта требует, чтобы одни объекты уравновешивались другими для того, чтобы не возникало давящего ощущения. К примеру, по соседству с высокими деревьями целесообразно высаживать небольшие кустарники. Ту же цель преследует использование контрастов – как цвета, так и формы. Кстати, равновесность и контрастность могут дополнять друг друга. Например, древесные зелёные насаждения с пирамидальной кроной отлично уравновешиваются кустами шаровидной формы и превосходно контрастируют с ними.
Опытные ландшафтные дизайнеры не всегда пользуются всеми указанными приёмами. Однако в том случае, если мастер применяет их все, то получается тот самый ландшафт, от которого в восторг приходит любой человек. Таким образом, отношение к ландшафтному дизайну, как к науке, делает деятельность по благоустройству территорий искусством. Хотя в основе лежат чисто научные подходы и, в частности, соблюдение закона композиции.