Федеральная антимонопольная служба предлагает обязать аптеки рекомендовать покупателям в первую очередь наиболее дешевые лекарственные препараты, сообщает «Известия». По информации газеты, ФАС направила в Минздрав свои предложения по вопросам регулирования цен на лекарства.
Одна из предложенных мер ведомства – сообщать покупателю о существовании дешевого аналога, даже если клиент просит конкретное лекарство.
Сейчас на рынке есть много препаратов, у которых одно и то же международное непатентованное наименование (МНН), одно и то же главное действующее вещество, но при этом разные коммерческие названия и разные вспомогательные компоненты, и цены на такие препараты разнятся: разница в ценах на абсолютно одинаковые лекарства составляет 5873%, то есть цена самого дорогого лекарства выше в 59 раз самого дешевого.
Что такое дженерики и надо ли их бояться?
«Дженерик» — красивое слово, несущее в себе большое смысловое значение. Википедия дает такое определение: «Джéнерик (англ. Generic, в русском иногда — генерик, женерик), или воспроизведённое лекарственное средство, — препарат, на который закончился срок патентной защиты», что, в основном, совпадает с определением, данным ВОЗ: «Под термином дженерический лекарственный препарат следует понимать такой лекарственный препарат, который предназначен для возможной замены инновационного лекарственного препарата, он выпускается без лицензии компании, производящей инновационный лекарственный препарат, и размещается на рынке после окончания срока действия патента или других исключительных прав».
На создание нового лекарственного препарата требуются значительные финансовые средства и длительное время — от нескольких сотен миллионов долларов до миллиарда и до 10-15 лет. Кроме разработки формулы активного вещества необходимо разработать технологию его производства, определить эффективность и побочное действие, начиная с испытаний на клетках и заканчивая добровольцами, провести соответствующие рекламные кампании. В среднем срок действия патента около 25 лет, и за оставшиеся 10-15 лет фирма-производитель должна возместить свои затраты и получить прибыль, поэтому стоимость патентованных лекарственных препаратов очень высокая, но и качество гарантированное.
Дженерик обходится гораздо дешевле. Производителю не надо разрабатывать технологию производства, не нужно тратиться на рекламу и раскрутку бренда — слова, отличающиеся от уже известных на несколько букв, воспринимаются как оригинальные, и, кроме того, становятся известны дополнительные осложнения. Естественно, дженерики стоят дешевле, чем патентованные средства, и раскупаются значительно быстрее.
На российском рынке доля дженериков составляет около 95%, в США — 10-15%, в Японии — 25-30%, в Германии — 35%, во Франции — 50%, в Англии — 55%, в Италии — 60%, в Канаде — 64%. Таким образом, бояться дженериков не нужно, а следует учитывать, что: дженерик содержит то же активное лекарственное вещество (субстанцию), что и оригинальный (патентованный) препарат; он отличается от оригинального препарата вспомогательными веществами (неактивными ингредиентами, наполнителями, консервантами, красителями и др.) и различия наблюдаются в самом технологическом процессе производства дженериков.
Мало кто знает оригинальный препарат «Ренитек», но зато практически каждому известны «Энап», «Энам», «Берлиприл». Всё это эналаприл — препарат снижающий артериальное давление, но производимый разными фирмами. Или другой пример — оригинальный «Конкор» и его дженерики «Бидоп», «Коронал», «Бисогамма», «Кординорм». Всё это — бисопролол, препарат применяемый при стенокардии, АГ или сердечной недостаточности. Все эти препараты зарекомендовали себя с самой лучшей стороны. К сожалению, есть и иные, отрицательные примеры дженерических препаратов, названия которых по этическим соображениям я не привожу.
Заведующий отделением кардиологии ГБ-1 Новотроицка А.В. Яковлев.