«Молодежный антинаркотический спецназ» (МАС) — так называется организация, появившаяся этой весной в Оренбурге. Уже сегодня в свои ряды МАС «ВКонтакте» объединил более 500 человек. Причем, с каждым днем количество участников только растет. Основная цель «Антинаркотического спецназа» — борьба с распространителями наркотиков.
На прошлой неделе «спецназовцы» провели свой первый рейд. В Сети затем появился ролик, где показаны все этапы — от контрольной закупки «спайса» до задержания наркоторговца. Такое видео не могло не всколыхнуть оренбургский Интернет. Оно набрало огромное число просмотров и комментариев пользователей. Причем, если одни поддержали ребят, другие назвали их «зарвавшимся хулиганьем», которое совсем скоро повторит судьбу оренбургских борцов с педофилами. Чтобы подробнее узнать, что же представляет собой МАС, мы пообщались с его основателем и руководителем Владимиром Палагиным.
— Что подтолкнуло к созданию этого движения?
— Я создал эту организацию, потому что близкие мне люди попали под пагубное влияние наркотиков, — говорит Владимир. — У моего брата в 90-е были и квартиры и несколько автомобилей. Начал колоться и за год он потерял абсолютно все. В возрасте 33 лет он умер. Потом на наркотики стали подсаживаться уже мои друзья. И в какой-то момент я понял, насколько огромны масштабы этого бедствия.
— Какая цель у «Антинаркотического Спецназа»?
— Основная цель — уберечь подрастающее поколение от наркотической зависимости, пропагандировать здоровый образ жизни. Сейчас у нас 27 активистов, которые выходят в «поля». В нашем сообществе состоят и студенты и рабочие люди, есть даже школьники. Причем в сообществе находятся не только спортсмены или люди, которые просто нас поддерживают. Есть и те, которые уже были по ту сторону баррикад. Употребляли, одумались, бросили.
— Ребята уже провели первый рейд, были какие-то последствия?
— После первого рейда герой этого видеоролика хотел отомстить через своих знакомых, нам даже поступали звонки с угрозами. Но мы ему объяснили, что он действительно торговец смертью и у нас была цель всего лишь проучить его.
— С силовыми структурами МАС как-то сотрудничает?
— Изначально, когда создавалась наша организация, я сразу же пошел знакомиться с руководством оренбургского ФСКН. Там они занимаются и более крупными поставщиками и разрабатывают «спайсовых» торговцев. Но, к сожалению, в законе для последних пока есть лазейки. Дать им реальный тюремный срок практически невыполнимо. Поэтому ФСКНщики с одобрением встретили нашу инициативу. Они в курсе всех наших дел, о рейдах я им постоянно сигнализирую. Сейчас как раз разрабатываем крупного поставщика «спайса», затем передадим его в УБОП и ФСКН.
— По факту, силовые структуры не могут нас напрямую поддерживать, поскольку иногда при задержании нам приходится переступать закон и применять физическую силу. Но это ни в коем случае не избиение. Поймите, мы не какая-то гопота с района, которая бегает по улицам и избивает барыг. У нас есть жесткая иерархия. Весь план действий контролирует руководитель «Спецназа». Руководитель группы смотрит за тем, чтобы торговца не били.
— Почем сегодня стоит «спайс»?
— Сегодня ценник варьируется от 800 до 2-3 тысяч рублей. Все зависит от фасовки. Причем продается не только «спайс», а именно реагент, который потом разводится водой и полученной смесью опрыскивается любая трава. Эффект от этой дури такой, что люди зачастую прибегают к суициду, например, выходят в окно.
— Если не секрет, как находите торговцев? Наверное, звоните по тем объявлениям, которые есть на каждой остановке?
— В рекламе на остановках предлагается метод закладок. Схема проста: пишешь им «смску», они говорят счет электронного кошелька и после оплаты сообщают, где ты можешь забрать свой наркотик. К счастью, такую рекламу, как правило, дают мошенники. Но это все ерунда по сравнению с Интернетом. Есть такой общероссийский форум этих «спайсовых» ребят. Там сидят как те, кто курит, так и те, кто торгует. Практически с каждого города есть ветка, в том числе и с Оренбурга. Как правило, когда там появляется новый торговец — он предлагает бесплатные пробники 5-10 штук и раздает их самым авторитетным пользователям. Мы также создали своего торговца, написали, что якобы тоже раздаем пробники. Договаривались о встрече и уже на месте проводили разъяснительные беседы с наркоманами о том, что курить «спайс» вредно. Мы просили наркоманов на видеокамеру признаться, что мол я наркоман, не жалею свою печень, сердце, легкие, мозг, и мне безразлично, какие у меня потом будут дети. После этого, разумеется, их отпускали. Но такой текст, поверьте, заставляет задуматься.